Американский закон о санкциях: анализ

Американский закон о санкциях: анализ

Новые санкции США в отношении России (Закон США о санкциях H.R. 3364) показали преемственность курса администрации Трампа антироссийской политике, проводимой его предшественником. Личная симпатия к Путину, если она и была, для Трампа не стала препятствием к пролонгации американского курса на ужесточение мер в отношении России.

ЗА ЧТО?

Во-первых, Россия помещена в одну корзину с Северной Кореей и Ираном. Корзинка стран-изгоев, подлежащих в стратегии историческому уничтожению. Сообразно тексту закона причин для ужесточения санкционного режима три: кризисное состояние восточной Украины, хакерские атаки и нарушение прав человека в Российской Федерации. Но закон распространяется не только на события четырехлетней давности, он в частности предлагает порицание России за действия в Приднестровье и Грузии. Иными словами, новоиспеченный пакет санкций — это пролонгация традиционного санкционного давления, но на этот один более систематизированная и комплексная. Этот пакет санкций еще не означает, что санкции будут непременно введены в случае возникновения описанных в законе условий, они наделяют президента правом впрыскивать санкции.

АМЕРИКАНСКИЙ ПРИМЕР

Текст закона жесткий не только для России, но и для самого Трампа, действия которого этим законом были ограничены. Этот закон — образец того, как может быть сдержан волюнтаризм первого лица чрез систему контроля со стороны законодательного органа в демократическом государстве. Сообразно закону, Трамп теперь не может самостоятельно менять внешнюю политику США в отношении России. Подобные действия он должен увязывать с Конгрессом, представляя такие обоснования своего решения, будто предполагаемый эффект и воздействие на интересы национальной безопасности Соединенных Штатов. В России, где внешняя политика определяется решением первого лица, которое затем визируется остальными органами власти, понятие национальных интересов, воздействие решения на последующее развитие страны не учитывается вовсе. Довольно вспомнить, к чему привело решение присоединить Крым, вселить надежду в ополченцев востока Украины и поднять их на восстание, влезть в Сирию.

Будто ОТМЕНЯТ САНКЦИИ

Введенные санкции могут быть отменены в двух случаях:

— если президент примет такое решение и обоснует, что несогласие от санкций находится в жизненных интересах национальной безопасности Соединенных Штатов. Отмечу, что российский лидер вовек не оперирует такими категориями и не предоставляет Государственной Думе обоснование своего решения, а последняя в свою очередность никогда не ставит под сомнение любые решения президента, в том числе авантюрные;

— если действия правительства России позволят ликвидировать исходную причину введения санкций: реализация Минских Соглашений, принятие существенных усилий по сокращению количества и интенсивности кибервторжений.

В России политика президента не ограничена подобными правилами, что оставляет широкое поле для произвола.

УДАР ПО НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Удар американских санкций наносится по локомотиву российской экономики — нефтегазовой отрасли и ее обслуживающим секторам. Под санкции попадают юридические лица, работающие на железной дороге или в металлургии и добывающем секторе экономики. Ограничения вводятся непосредственно на добывающие компании, на металлургию будто отрасль, которая изготавливает трубы для экспорта нефти и газа, для РЖД будто отрасли, которая занимается транспортировкой труб, а также нефтегазового сырья, хотя последнее больше идет по трубам.

Вводится запрещение экспорта услуг и технологий, которые способствуют исследованиям или разработкам в сферах глубоководных, арктических или сланцевых проектов. Таким образом, сохраняется курс на ограничение осваивания новых месторождений, что, учитывая стремление Вашингтона завоевать базар газа в Европе, вполне ожидаемо.

Под ограничения попали займы, большая доля которых шла на обеспечение нефтегазового сектора. Сейчас срок займов не может превышать 14 дней.

Санкции могут быть введены в отношении лица, которое инвестировало в российские энергетические проекты 1 млн долларов и выше единовременно или за год совокупно 5 млн долларов, при том, что эти инвестиции увеличили возможности России по строительству энергетических экспортных трубопроводов. Учитывая стоимость нефтегазовых проектов, указанная сумма говорит об ограничении для всех инвесторов. Аналогичные санкции применяются в отношении тех, кто передал России товары, услуги, технологии, информацию, которые могут напрямую или существенно подержать или расширить стройка, модернизацию или ремонт энергетических экспортных трубопроводов Российской Федерации. Иными словами, ограничения на нефтегазовый сектор тотальные: запрещена передача технологий, займов, инвестирование.

На что направлены данные санкции? Под стремлением принудить Кремль к исполнению определенных условий скрывается еще два мотива:

— устранение экономического конкурента на нефтегазовом рынке Европы;

— экономическое ослабление России, ориентация на внутриполитический раскол в результате резкого ухудшения социально-экономического положения граждан.

Новые санкции показали, что в поле пристального внимания находятся энергетические контакты России с Европой, потому закон по санкциям бьет в первую очередность по проектам трубопроводов, как строящимся, этак и существующим, поскольку ремонт их будет затруднен. В тексте закона, так, указано, что Северный поток-2 имеет «разрушительное воздействие на энергобезопасность Европейского союза». Иными словами, такие проекты повышают энергозависимость от России, и тут на помощь приходит Вашингтон, будущие поставки которого должны эту подневольность снизить. Как прямо указано в законе, США намерены помогать Украине и своим союзникам и партнерам в Европе «снижать подневольность от российских энергоресурсов, в особенности природного газа, какой используется правительством РФ в качестве оружия, чтоб запугивать другие страны и влиять на них».

Напомню, что договоренность по «Северному потоку-2» в части дефицитного финансирования стройки было заключено совершенно недавно — на полях Петербургского форума с участием в том числе европейских энергетических гигантов Engie, OMV, Shell, Uniper, Wintershall. То есть новые санкции — это не что иное, будто инструмент агрессивного завоевания европейского рынка сбыта. И по всей видимости эту битву России предстоит продуть.

ПРОЧИЕ САНКЦИИ

Еще несколько пакетов санкций, не имеющих взаимоотношения к нефти и газу, также направлены на ослабление России.

Кибербезопасность. Эти санкции возникли будто ответ на массированную информационную кампанию в США, в которой российские хакеры стали агентами Кремля. Если будет установлена причастность лица к киберпреступлениям, то на него могут быть наложены следующие санкции:

— блокирование активов в США;

— выдворение лица из США и аннулирование визы.

Приватизация государственных активов в РФ. Под санкции попадают лица, инвестирующие в сделки по приватизации государственных активов суммы 10 млн. долларов или более (или несколько инвестиций, где каждая инвестиция не менее 1 млн. долларов, а их сумма равна или превышает 10 млн. долларов за 12-месячный этап). Эти санкции также направлены на сокращение доходной части российского бюджета и уменьшение доходов чиновников, замешенных в коррупционных схемах.

Санкции в отношении поставок оружия и сопутствующего материального обеспечения в Сирию. Санкции накладываются в отношении российских лиц, содействующих военно-техническому обеспечению Сирии. Аналогичные санкции налагаются в отношении иностранного лица, имеющего касательство к поставкам различного вида вооружений. Президент США получил право впрыскивать санкции в отношении вовлеченных лиц, используя такие инструменты, будто запрет экспортно-импортному банку на сделки с лицом под санкциями, экспортные санкции, запрещение на займы от финансовых учреждений США, на займы от международных финансовых организаций, запреты для финансовых организаций, санкции на закупку, несогласие от обмена валюты, банковских переводов, сделок с собственностью, запрещение инвестиций в акции или обязательства лица, находящегося под санкциями, выдворение корпоративных служащих, санкции в отношении руководителей. Иными словами, возможные санкции предполагают запрещение на любую деятельность в США, что для лиц, имеющих в Штатах собственность или бизнес с американскими партнерами, чревато убытками. Под угрозой введения подобных санкций вероятность поставок оружия в Сирию и других попадающих под санкции действий будет минимальна.

Рекомендуем почитать :  Парламент Каталонии одобрил закон о выходе из состава Испании

ВНЕ САНКЦИЙ

Главным лейтмотивом закона является то, что санкции вводиться не будут в том случае, если они не отвечают задаче обеспечения национальных интересов страны. Однако если по большинству пунктов президенту придется самостоятельно обосновывать, насколько потенциальные санкции противоречат интересам государства, то по одной сфере сотрудничества президент даже при желании завести санкции не сможет в силу того, что она приоритетна для Вашингтона. Это деятельность НАСА. Будто сказано в законе «ничто в настоящем законе или в дополнениях, принятых сообразно данному Закону, не может быть истолковано будто полномочия для введения санкций или другие обстоятельства, ограничения, препятствие или запрещение, что прямо или косвенно мешает поставкам каких-либо продуктов или услуг Российской Федерации или закупке данных продуктов или услуг подрядчиком или субподрядчиком США или другой организацией, связанной или относящейся к космическим запускам».

Иными словами, если бы Кремль подлинно хотел нанести существенный удар по США ответными санкциями, то ему следовало бы впрыскивать ограничения именно в космической сфере. Все остальные меры, включая сокращение дипломатического персонала, малозаметны для США и используются для нанесения симметричного удара.

НА КОГО НАПРАВЛЕН УДАР?

Сообразно закону, не позднее, чем чрез 180 дней после вступления данного закона в силу, Министр финансов совместно с Главой национальной разведки и Государственным секретарем должны представить соответствующим комитетам конгресса детальный отчет об иностранных политических фигурах и олигархах в Российской Федерации, которые близки российскому режиму и располагают чистыми активами в стране. В отчете должны содержаться такие сведения, будто близость к правящей элите и президенту, образцовый объем чистых активов и известные источники дохода этих лиц и членов их семей (включая супругов, детей, родителей, сестер и братьев), в том числе собственность, инвестиции, другие деловые интересы и соответствующая информация о бенефициарном владении активами, а также перечень аффилированных с ними иностранных лиц.

В отчетность также должны угодить российские полугосударственные организации — структуры, в которых страна имеет свою долю. Так, Газпром, Роснефть, Сбербанк и прочие.

Основной удар законом наносится по приближенным к президенту лицам, чье воздействие и власть способны дестабилизировать обстановку в государстве, когда последним станет невыгодным сохранение действующего режима. Другой мотив — это давление на экономику в целом с целью сокращения экономической мощи России и общего ухудшения экономической ситуации, что снизит будто прибыль приближенных к президенту лиц, этак и окажет дестабилизирующее воздействие чрез протестные настроения россиян.

БЕЗ ПРАВА НА СФЕРЫ ВЛИЯНИЯ

В законе о санкциях указано, что Россия воздействует на внутриполитическую ситуацию в бывших советских республиках, в странах Европы и Евразии чрез «предоставление ресурсов политическим партиям, аналитическим центрам и группам гражданского сообщества, которые сеют недоверие к демократическим институтам и их представителям, пропагандируют ксенофобские и нелиберальные воззрения или подрывают европейское единство», уничтожили «некогда развитый русскоязычный самостоятельный сектор средств массовой информации». Основная угроза от этих действий состоит в том, что Россия распространяет западную дезинформацию. Иными словами, Вашингтон обеспокоен информационной экспансией Россией, за которой следует попытка сохранения доминирования в этих странах.

Закон фактически посягает на право России владеть сферы влияния, но в то же пора указывает, что именно Вашингтон вправе указывать России, какую внешнеполитическую линию ей следует коротать. В законе зафиксирован призыв «вывести все свои войска с территории Грузии, Украины и Молдовы», «вернуть контроль над границами этих территорий их соответствующим юрисдикциям», «прекратить все усилия против народно избранных правительств этих стран». Собственно Россия согласно закону, несет ответственность «за продолжающееся сила в Восточной Украине, включая кончина 24 апреля 2017 года Джозефа Стоуна, гражданина США, какой работал в качестве наблюдателя от Организации по Безопасности и сотрудничеству в Европе», за насилие в Грузии и Украине. Ответом на эти действия надлежит быть усиление НАТО, поддержка антироссийских мероприятий, труд с отдельными странами Европы и Евразии. В законе сказано, что США «не признают территориальные изменения, произошедшие при применении силы, включая незаконные вторжения и оккупацию Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Восточной Украины и Приднестровья». То есть санкции сейчас увязаны не только с украинскими событиями и Крымом, но и с событиями 90-х, а значит, что даже исполнение Минских соглашений не приведен к отмене санкций.

На 2018—2019 гг. Вашингтон планирует выделить 250 млн. долларов, чтоб помочь защите критически важных инфраструктур и механизмов систем выборов от российских кибератак, а также для развития в странах, которые участвуют в Процессе расширения НАТО или Европейского союза, включая Албанию, Боснию и Герцеговину, Грузию, Македонию, Молдову, Косово, Сербию и Украину. Для этого создается Фонд противодействия российскому влиянию, средства которого расходуются ежегодно целевым образом с предоставлением отчетности.

УКРАИНСКИЙ Проблема

Закон показал непримиримую позицию Вашингтона к российской политике на Украине. Во-первых, сказано, что США «никогда не признают незаконную аннексию Крыма правительством Российской Федерации, или филиал любой части украинской территории с использованием военной силы». Во-вторых, зафиксировано, что Вашингтон намерен «поддерживать правительство Украины в восстановлении ее суверенной и территориальной целостности», вероятно выговор идет о финансировании вооруженных сил Украины, которые должны воссоединить Донбасс с Киевом. В-третьих, сказано, что Вашингтон намерен «помочь Украине, союзникам и партнерам Соединенных Штатов в Европе убавить свою зависимость от энергоресурсов, особливо природного газа, которые Правительство Российской Федерации использует будто оружие принуждения, запугивания и влияния на другие страны», а это уже ни что иное, будто попытка вытеснить Россию с энергетического рынка, подорвав тем самым ее экономику.

ДОЛОЙ РОССИЙСКИЕ ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

США фиксируют, что Россия использует энергетический проблема как рычаг манипуляции внутренней и внешней политикой стран Европы и Евразии, при этом выговор идет о ресурсах нефти и природного газа, а также о принадлежащих государству компаниях атомной и электро энергетики. Крупнейшие российские компании, имеющие широкие связи с иностранными государствами, объявлены угрозой для европейской безопасности и сотрудничество с ними носит сейчас политизированный характер. США объявили, что они будут содействовать диверсификации источников поставок энергии с целью уменьшения зависимости от энергоресурсов и государственных предприятий Российской Федерации, что на деле означает недобросовестную конкуренцию, когда Россия будет вытеснена с европейского рынка угрозой введения санкций со стороны США.

Июльский закон о санкциях показал, что нормализация отношений с Вашингтоном — это еще одинешенек миф, который настойчиво вбивается в умы россиян. Такой же, будто «санкции — это временное явление», «санкции — пошли нам на пользу», «Трамп-наш». Это миф в череде бесконечного обмана россиян, когда с ними не только не считаются, но их интересы и судьба становятся разменной монетой в геополитических играх по цене выведенных путинской элитой активов за рубеж. И которые там сейчас под угрозой.

<![CDATA[ Новости в рубрике Политика ]]>

Оставить комментарий