Первый звонок как набат по отечественному образованию

Первый звонок как набат по отечественному образованию

Радостное и тревожное расположение охватывает большую часть населения нашей страны в первые дни осени — волнуются родители, пронеслись по улочкам нарядные детишки с портфелями, бантами и букетами, из школьных динамиков прозвучали старые добрые песни, которые, взывая к ностальгии по советскому прошлому, заставили сжиматься сердца россиян. Первое сентября, первоначальный звонок, вперед, за знаниями, к светлому и прекрасному.

Но у тех, кто знает, что происходит с отечественной системой образования, начин сентября вызывает не бурю положительных эмоций, а, скорее, тревогу и опасения за будущее страны, когда-то славившейся на весь мир системой подготовки с той самой школьной скамьи, и, будто следствие, великими учеными, ярчайшими научными достижениями и открытиями.

Зачем спешат ныне в школы дети? Чтобы получить познания или услугу? Чтобы впитать традиционные ценности или стать космополитами? Чтоб научиться любить свою Родину и культуру или запасть в ура-патриотизм? И что собой представляет ныне отечественное образование, кто, где, кого и чему учит? Ответы на эти вопросы важны, поскольку от состояния системы образования напрямую зависит будущее страны, ее имидж, успешность, в конечном итоге степень жизни граждан.

СКОЛЬКО ВКЛАДЫВАЕТ Страна?

Государственные расходы на образование практически не увеличиваются, кроме того страна все активнее перекладывает заботу о финансировании этой сферы на бюджеты субъектов федерации, степень экономического благосостояния которых, будто известно, очень разный. К началу двадцать первого столетия 3,7% федерального бюджета страны доставались системе образования, спустя пятнадцать лет часть осталась прежней — 3,9%. А расходы, которые приняли на себя бюджеты субъектов РФ выросли с 17 до 25% (рис. 1).

Рис. 1. Государственные затраты на образование по уровням бюджетной системы

Часть общих государственных расходов на образование в России составляет 8,6% (на 2014 год), и по этому показателю от многих развитых стран мы заметно отстаем. Так, Корея закладывает на эту сферу 14,5%, Канада — 12%, США, Швеция и Великобритания — более 11%, Германия приближается к 10%.

Показатель уровня озабоченности государства системой образования, выраженный в процентах к ВВП тоже не слишком оптимистичен — с имеющимся 3,8% мы уступаем весьма многим. С учетом того, что отечественная экономика в связи с кризисными тенденциями сжимается, а ВВП сокращается, прогноз на будущее не утешителен.

А вот для родителей сборы ребенка в школу остаются серьезной проблемой. Сообразно всероссийскому опросу 56% россиян, чьи ребята являются школьниками, считают затраты на покупку необходимых для учебы вещей чересчур большими для своей семьи. Динамика трат неутешительна — с каждым годом сумма, уходящая из кошельков россиян на учебники, форму и канцтовары, увеличивается (рис. 2).

Рис. 2. Динамика трат россиян на сборы детей в школу

ГДЕ УЧАТ?

Школ в нашей стране становится меньше, особливо заметен этот процесс в сельской местности, где идет лавинообразное сокращение общеобразовательных организаций. В целом по стране за период либерального правления с 2000 по 2015 год сокращение произошло в полтора раза (с 68804 до 44848), в городах и поселках городского типа — в 1,2 раза, а на селе — уже в 1,8 один (рис. 3). А ведь практически четвертая доля жителей России относится к сельскому населению.

Рис. 3. Число общеобразовательных организаций в РФ

И вроде бы, сообразно закону «Об образовании в РФ», и закрытие малокомплектных сельских школ надлежит происходить только с согласия общественности, и степень их финансирования не надлежит зависеть от числа обучающихся детей, однако на практике эти принципы соблюдается вдали не всегда. Россияне весьма скептически относятся к процессу реформирования школ и их слияния — два человека из трех считают проводимые реформы неправильными, в основном по причине того, что «школы должны быть в селах и поселках, до них надлежит быть легко добираться».

КОГО УЧАТ?

Очевидно, что закрытие школ в селах и деревнях связано в значительной степени с демографическим кризисом. Но процесс двусторонний — отсутствие в шаговой доступности школ вынуждает семьи с детьми разыскивать иные места проживания, тем самым лишь усугубляя процесс обезлюживания отдаленных российских территорий.

В целом по стране ежегодно детей, спешащих в школы, становится все меньше. Число детей, достигших школьного возраста (7 лет), проживающих в городах, за 26 лет сократилось почитай на полмиллиона человек (с 1651506 в 1990 году до 1203989 в 2016). В селах потери семилеток составили примерно 150 тыс. чел. (с 664606 до 502454 соответственно). Этот срез на семилетний года, конечно, дает представление и об общей динамике численности учащихся. На рисунке ниже неплохо видны «подрезанные» крылья, показывающие уменьшившееся число школьников в селах и городах России (рис. 4).

Рис. 4. Численность и состав городского и сельского населения РФ по возрасту 1990, 2016 гг. (данные Росстата)

С 2000/2001 по 20015/2016 учебного год численность обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях России сократилась примерно в 1,4 раза (по городам и поселкам городского типа в 1,3 раза, по сельской местности — в 1,6).

Рекомендуем почитать :  Как долго КНДР будет запугивать мир?

КТО УЧИТ?

Меньше становится учеников — меньше и учителей, и все большую доля из них составляют педагоги пенсионного возраста. В 2000-м году лишь один из девяти сотрудников школ находился в пенсионном возрасте, в 2014-м — одинешенек из четырех (рис. 5). Не идет молодежь в педвузы, а если и идет, то по профессии трудиться не собирается.

Рис. 5. Численность учителей общеобразовательных учреждений

Зарплаты учителей — отдельная тема. Разъяснить детям, растущим в обществе потребления, что преподаватель, работающий за такую мизерную зарплату, не неудачник, а человек, чей вес значим, очень сложно.

Сообразно официальным данным в среднем учителя получают 33,2 тыс. руб., однако то, что это «средняя температура по больнице», годная лишь для чиновничьей отчетности, излишний раз подтвердил звонок молодой учительницы сельской школы на Прямую линию с президентом. Дев/ица сообщила, что получает в месяц не больше 16,5 тыс. руб. и попросила разъяснить, как возможно прожить на такие денежки, чем вызвала искреннее и неподдельное изумление президента, сославшегося на пресловутые официальные цифры о «средней зарплате». Уместно припомнить и совет Медведева, данный учителям, посмевшим пожаловаться на низенький уровень заработной платы, «если охота деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Однако вы же не пошли в бизнес, будто я понимаю» — резюмировал премьер-министр, какой уже успел прославиться будто знатный советчик, особенно в вопросах денежного обеспечения граждан.

Итог — 37% россиян уверены, что специальность школьного учителя сегодня не пользуется уважением.

ЧЕМУ УЧАТ?

В советское пора обучение базировалось на ценностных посылах, подрастающее поколение являлось долгосрочным проектом, в какой вкладывались усилия и средства, поскольку присутствовало понимание его колоссального значения для будущего страны. Ныне родители школьников утверждают, что с такими задачами будто воспитание патриотизма, формирование нравственных ценностей и норм поведения, передача глубоких знаний по предметам, российские школы справляются нехорошо. Что касается задач, решаемых на школьном уровне неплохо, то 37% родителей школьников и 46% населения в целом вообще затруднились повергнуть тому примеры.

Новый министр образования неоднократно указывала, что ценностные установки (так, любовь к труду, милосердие и т.д.) школа формировать обязана. Однако ясно же, что для раздельно взятого социального института эта задача абсолютно непосильная. Другие агенты влияния (СМИ, Интернет, конечно порой и сами родители) всегда утверждают иные ценности — потребительство, индивидуализм, космополитизм, ориентация на материальное, на фоне чего попытки школы внедрить некие акции по воспитанию подрастающего поколения оборачиваются либо формальными действиями для отчетности, либо вызывающими раздражение детей и родителей занудными мероприятиями. Эффект и в том и в другом случае нулевой.

Покамест страна не имеет государственной идеологии, направленной на защиту национальных интересов, которая пронизывала бы все структуры государства и общества и являлась бы обязательным критерием для любого управленческого решения или проводимой реформы, ожидать позитивных перемен в системе школьного образования безвременно.

К сожалению, действующая власть, вливающая бюджетные денежки в «силовиков» и изымающая их из социальной и образовательной сфер, сейчас больше обеспокоена не развитием человеческого потенциала, а его сдерживанием. В современной России лучше итого финансируются чиновники, щедро отмеряющие себе денежки по статье «Содержание органов власти и управления», что в условиях «приватизированного государства» разумеется не удивительно. Интересы общества стали вторичными, к тому же малообразованной человеческой массой легче править, подкидывать нужные идеи, вселять иллюзии, симпатии и страх перемен. Когда потребности людей останавливаются на уровне «хлеба и зрелищ», ублаготворить их не составляет труда, а образованный человек привык размышлять, задавать вопросы и искать выход из неблагоприятной ситуации, что нынешней власти весьма невыгодно. И на сегодняшний день, перезвон колокольчика в руках счастливой первоклассницы, заставляет вопрошать тревожно: «по ком звонит колокол?».

<![CDATA[ Новости в рубрике Политика ]]>

Оставить комментарий