Государственное устройство и политическая система Германии > Страны вокруг нас
Страны вокруг нас    

Государственное устройство и политическая система Германии

dc425bed

ФРГ — демократическое, федеративное, правовое и социальное государство с республиканской формой правления. Действует Основной закон (Конституция), принятый 23 мая 1949. В Основном законе закреплены основные свободы, обязанность государства защищать достоинство человека и право свободного развития личности (это относится не только к немцам, но и к иностранцам), права и свободы граждан, в т.ч. свобода собраний, союзов, перемещения, выбора профессии и т. д., принцип равенства, принцип верховенства закона, принцип разделения властей. Идея правового государства дополняется принципом социального государства: обязанностью государства реализовывать принцип социальной справедливости и защищать социально слабых.

Конституционный принцип федеративного устройства означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. В Основном законе чётко прописано разделение компетенций между федерацией и землями, в частности, в самом большом 10-м разделе — разделение полномочий в налоговой и бюджетной сферах (принцип бюджетного федерализма, механизм финансового выравнивания).

Г. считается классической страной федеративного государственного порядка. Федеральные земли — это не провинции, а государства со своей Конституцией, отвечающей принципам республиканского, демократического, правового и социального государства, и органами власти (выборные законодательные органы — ландтаги и правительства во главе с премьер-министрами).

Земли делятся на общины, города, округа (последние объединяют несколько общин и городов; крупные города не входят в состав округов). В них осуществляется коммунальное самоуправление, гарантированное Основным законом.

Наиболее крупные города (число жителей с основным местом жительства на 30.09.2002 [Берлин — ноябрь 2002, Гамбург — 31.12.2001], тыс. чел.): Берлин (3 394,6), Гамбург (1 726,4), Мюнхен (1 263,7), Кёльн (970,2), Франкфурт-на-Майне (650,2), Эссен (592,5), Штутгарт (590,8), Дортмунд (590,2), Дюссельдорф (569,9).

Основной закон базируется на принципе представительной демократии: вся власть исходит от народа, но он осуществляет её лишь во время выборов и передаёт её реализацию специальным законодательным, исполнительным и судебным органам. Основной закон с учётом опыта Веймарской республики предусматривает ограничение или запрет деятельности политических сил, если они стремятся причинить ущерб демократическому строю или ликвидировать демократию даже демократическими методами.

Глава государства — федеральный президент. Его избирает сроком на 5 лет (с возможностью однократного переизбрания) Федеральное собрание, конституционный орган, специально созываемый для этой цели. Президент выполняет в основном представительские функции (прежде всего в международно-правовой сфере), аккредитует и назначает послов, назначает и увольняет федеральных судей и др. По результатам парламентских выборов он предлагает бундестагу кандидатуру на пост федерального канцлера и может распустить бундестаг, если тот не поддержит заявление канцлера о доверии. Президент представляет собой надпартийный объединяющий фактор, стоящий над повседневной политической борьбой, но именно он формулирует политические и общественные ориентиры для граждан.

Федеральным президентом с 1 июля 1999 является Йоханнес Рау (СДПГ). Его предшественниками были: Т.Хойс (СвДП, 1949—59), Г.Любке (ХДС, 1959—69), Г.Хайнеман (СДПГ, 1969—74), В.Шеель (СвДП, 1974—79), К.Карстенс (ХДС, 1979—84), Р. фон Вайц-зеккер (ХДС, 1984—94), Р.Херцог (ХДС, 1994—99).

Высший орган законодательной власти и орган народного представительства — германский бундестаг, избираемый народом на 4 года. Основная работа по подготовке законов проходит в профильных комитетах. Пленарные заседания используются обычно для парламентских дебатов по основным проблемам внутренней и внешней политики. За время функционирования бундестаг принял около 5000 законов. Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую часть — депутаты бундестага или бундесрат. Законопроекты проходят три чтения и принимаются большинством голосов (кроме поправок к Основному закону, которые требуют квалифицированного большинства).

Глава высшего органа законодательной власти — президент бундестага. С 26 октября 1998 им является Вольфганг Тирзе (СДПГ). Он имеет заместителей, каждый из которых представляет парламентскую фракцию.

В результате выборов 2002 бундестаг сформирован в количестве 603 депутатов. Правящая коалиция СДПГ и Союз 90/«Зелёные» имеют 306 (т.е. она всего на 4 голоса превосходит рубеж абсолютного большинства), у правой оппозиции ХДС/ХСС и СвДП — 295, у ПДС — 2 места.

Вторая палата германского парламента — бундесрат. Это представительство 16 федеральных земель, причём его члены не избираются: он формируется из членов земельных правительств или их представителей; их число зависит от числа жителей в земле (Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Баден-Вюртемберг и Нижняя Саксония имеют по 6 представителей, Гессен — 5, Саксония, Рейнланд-Пфальц, Берлин, Саксония-Ангальт, Тюрингия, Бранденбург и Шлезвиг-Гольштейн — по 4, Мекленбург-Передняя Померания, Гамбург, Саар и Бремен — по 3). В функции бундесрата входит одобрение федеральных законов, если они затрагивают существенные интересы земель (особенно в сфере государственных финансов). При внесении поправок в Основной закон необходимо согласие 2/3 членов бундесрата. Председатель бундесрата избирается в определённой очередности из числа премьер-министров земель сроком на 1 год. Он исполняет обязанности федерального президента, когда тот не в состоянии это делать.

Высший орган исполнительной власти — Федеральное правительство. Сформированное 22 октября 2002 правительство состоит из 13 федеральных министерств: иностранных дел; внутренних дел; юстиции; финансов; экономики и труда; защиты потребителей, продовольствия и сельского хозяйства; обороны; семьи, пожилых, женщин и молодёжи; здравоохранения и социального обеспечения; транспорта, строительства и жилищного хозяйства; окружающей среды, охраны природы и безопасности реакторов; образования и научных исследований; экономического сотрудничества и развития. 10 министров являются членами СДПГ, 3 — представителями блока Союз 90/«Зелёные».

Глава высшего органа исполнительной власти — федеральный канцлер. Он единственный член правительства, которого утверждает бундестаг, и он один ему подотчётен. Только он формирует кабинет, определяет сферу деятельности министров и определяет основные направления политики правительства.

С октября 1998 федеральным канцлером является Герхард Шрёдер (СДПГ). Его предшественниками на этом посту являлись: К. Аденауэр (ХДС, 1949—63), Л.Эрхард (ХДС, 1963—66), К.Г.Кизингер (ХДС, 1966—69), В. Брандт (СДПГ, 1969—74), Г. Шмидт (СДПГ, 1974—82), Г. Коль (ХДС, 1982—98).

Федеральный конституционный суд, который избирается на паритетных началах бундестагом и бундесратом, осуществляет надзор за соблюдением Основного закона.

Выборы во все органы народного представительства являются всеобщими, прямыми, свободными и равными при тайном голосовании. Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет. Выборы в бундестаг проводятся по мажоритарно-пропорциональной системе: каждый избиратель имеет 2 голоса, один из которых он отдаёт конкретному кандидату по своему избирательному округу, а второй — за определённую партию. Войти в бундестаг могут лишь партии, получившие не менее 5% действительных «вторых» голосов избирателей или 3 прямых мандата.

Основные партии представлены в бундестаге: СДПГ (председатель — Г.Шрёдер); ХДС (А. Мер-кель); СвДП (Г. Вестервелле); Союз 90/«Зелёные» (А. Беер и Р. Бютикофер); действующая в Баварии ХСС (Э. Штойбер); ПДС (Г. Циммер).

Имеется множество других партий: на последних выборах в бюллетенях для голосования по партийным спискам помимо 6 названных участвовало ещё 18 партий, но ни одна из последних не набрала и 1% голосов (наилучшие показатели у право популистских и националистических партий: «Шилль» — 0,8%, республиканцы — 0,6%, НПГ — 0,4%). Ряд партий имеет региональное значение, например, партия датского меньшинства в Шлезвиг-Гольштейне. В стране существует множество профсоюзных организаций (около 70), выражающих и защищающих экономические и социально-политические интересы наёмных работников. Крупнейшая из них — Объединение немецких профсоюзов (ОНП), в которое входят 8 отдельных отраслевых профсоюзов, самые большие из которых — «верди» (работники сферы управления и сферы услуг) и «ИГ Металл» (металлургия, металлообработка и машиностроение) — составляют 70% численности ОНП. Общее число членов профсоюзов, входящих в ОНП, сокращается: в кон. 2002 оно составило 7,7 млн чел., тогда как в 1998 их было 8,3 млн, а в 1993 10,3 млн чел. В стране функционируют и некоторые другие профессиональные объединения, например, Профсоюз немецких чиновников, Профсоюз немецких служащих, Объединение христианских профсоюзов. Но в целом уровень организации наёмных работников в стране ниже 50%, а в западных землях — менее 30%. Уменьшение численности профсоюзов не означает, что влиятельность и значение самих профсоюзных организаций также пропорционально снизились. Они оказывают по-прежнему сильное воздействие на выработку политических решений.

Г. отличается большим количеством других общественных организаций и союзов: их более 300 тыс. и в них входит большинство населения страны. Так, в стране более 85 тыс. спортивных обществ, охватывающих 1/4 жителей, 2 млн чел. насчитывают певческие общества и т. д.

Предприниматели организованы лучше, чем работники: 80% предпринимателей в промышленности, банковской сфере и страховании входят в союзы. Федеральное объединение немецких союзов работодателей (ФОНСР) — головная организация работодателей (частных предпринимателей), предназначенная для реализации их социально-политических интересов. В него входят 46 специализированных (отраслевых) союзов работодателей. Вместе с профсоюзами они являются двумя сторонами механизма социального партнёрства.

Федеральный союз немецкой промышленности (ФСНП) — головная общефедеральная организация, объединяющая 34 отраслевых союза предпринимателей. Подавляющее большинство промышленных фирм входят в один или несколько предпринимательских союзов. Основная традиционная задача ФСНП — выражение и защита общих интересов предпринимателей и их союзов, координация некоторых их действий, а также политическое взаимодействие с федеральным правительством и парламентом (и лоббистское воздействие на них при решении принципиальных хозяйственно-политических вопросов).

Свои головные союзы существуют также в ремесленном производстве, розничной торговле, сфере страхования, в банковском деле и т.д. Только лица свободных профессий (врачи, адвокаты, архитекторы и т.п.) имеют 78 союзов, объединённых в Федеральный союз свободных профессий.

Важные координирующие функции выполняет и Немецкое объединение торгово-промышленных палат (НОТПП) — добровольное объединение торгово-промышленных палат, представляющих интересы фирм на локальном и региональном уровне.

Внутренняя политика Г. направлена на поддержание правопорядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федерального конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основному закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия.

Важная составная часть внутренней политики в ФРГ — иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Г. приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в основном по политическим мотивам). После принятия в 1993 нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Г. стал уменьшаться.

Свою внешнюю политику ФРГ проводит в тесном союзе со своими партнёрами по Европейскому союзу и НАТО. Основные направления германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление интеграции не только в экономической, но и во внутри- и внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов; укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении разногласий, подобных тем, которые возникли по поводу операции против Ирака; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и более активное участие Г. в их деятельности; укрепление и уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со странами—соседями ЕС — регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение возникновения глобальных катастроф.

Устойчивость глобального развития предполагает, с точки зрения ФРГ, прежде всего обеспечение справедливого баланса интересов между Севером и Югом. Поэтому содействие развитию остаётся в числе важнейших приоритетов её внешней политики. Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения. В отношениях с РФ германское внешнеполитическое руководство придерживается позиции кооперативности и согласований, оставаясь тем не менее в рамках жёсткого прагматизма.

Европейская политика, партнёрство с США, а также отношения с соседским окружением ЕС — безусловные приоритеты внешней политики ФРГ.

С 1973 Г. участвует в различных миротворческих акциях под эгидой ООН. С 1995 воинский контингент Г. находился в составе миротворческих сил под командованием НАТО в Боснии и Герцеговине, а затем в Косово. В ноябре 2001 бундестаг большинством всего в 2 голоса впервые проголосовал за участие 3900 солдат в антитеррористической операции за пределами Европы (в Афганистане) и тем самым высказал вотум доверия правительству.

Вооружённые силы (бундесвер) состоят из сухопутных, Военно-морских, Военно-воздушных сил, а также медико-санитарных частей и служб поддержки. Действует всеобщая воинская повинность (срок службы 10 мес.). Допускается отказ от военной службы по убеждениям: она заменяется альтернативной службой (13 мес.). Численность бундесвера после 1990 существенно сократилась и по состоянию на апрель 2003 составляла 291 157 чел. (в т.ч. в сухопутных войсках — 199 304, в военно-морских — 24 722, в военно-воздушных — 67 131). Вооружённые силы ФРГ являются составной частью военной структуры НАТО.

В июне 1995 объявлена программа «адаптации структуры вооружённых сил, территориального управления обороной и размещения бундесвера», которая положила начало реорганизации вооружённых сил и их разделению на главные оборонительные силы, силы быстрого реагирования и базовую организацию вооружённых сил. Расходы на оборону составляют около 1,5% ВВП (в бюджете 2003 — 28,3 млрд евро).

ФРГ имеет дипломатические отношения с РФ (установлены с СССР в сентябре 1955).

Информационный портал страны мира – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране Германия предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад "Государственное устройство и политическая система Германии" вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Экономика Австрии

евро (в ценах 1995)...

24 07 2021 2:49:40

Сеута

Имеет статус автономии Испании (с 1995)...

23 07 2021 6:12:32

Экономика Ирана

Проблемой, зародившейся в шахский период экономической модернизации и сохранившей остроту в современном И...

22 07 2021 7:15:46

Население Сомали

Рождаемость 46,83%, смертность 17,99%, детская смертность 122,15 чел...

21 07 2021 8:49:42

Экономика Анголы

Единственными производительными отраслями оставались нефтяная и алмазодобывающая промышленность...

20 07 2021 5:17:35

Экономика Малайзии

В В П 78,7 млрд долл...

19 07 2021 0:14:13

Население Латвии

составляло 2,329 млн чел...

18 07 2021 21:52:11

Население Мавритании

на 1 км2...

17 07 2021 2:52:39

Общие сведения о Гибралтаре

Площадь 6,5 км2, численность населения 27 714 чел...

15 07 2021 19:44:17

Экономика Гамбии

В В П 2,5 млрд долл...

14 07 2021 13:39:23

География Польшы

Омывается с севера Балтийским морем...

13 07 2021 12:25:38

Государственное устройство и политическая система Эфиопии

Конституция 1995 предоставляет штатам автономию, включая право на отделение...

12 07 2021 0:30:29

Государственное устройство и политическая система Греции

Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент, состоящий из 300 мест...

11 07 2021 19:51:11

Население Южно-Африканской Республики

составляли 2,9%, но затем стали постепенно снижаться, а в кон...

09 07 2021 1:18:57

Население Аргентины

Рождаемость 18,2%, смертность 7,5%, детская смертность 17,2 чел...

08 07 2021 2:25:42

Экономика Монако

(27 млн долл...

05 07 2021 19:48:18

География Туниса

На западе и юго-западе граничит с Алжиром (965 км), на юго-востоке с Ливией (459 км)...

04 07 2021 9:48:17

История Тайваня

Вначале на него переселялись выходцы из Южного Китая — Гуандун, Фуцзянь, затем из Северного и Восточного Китая...

03 07 2021 6:11:56

Государственное устройство и политическая система Словении

Оно основано на политическом плюрализме и парламентской демократии, на соблюдении принципа разделения властей...

02 07 2021 10:11:13

Государственное устройство и политическая система Малави

Действующая Конституция принята в 1994, вступила в силу в 1995...

01 07 2021 3:17:37

История Пакистана

Джинны добилось создания в августе 1947 независимого государства П...

30 06 2021 5:47:58

Население Шри-Ланки

Смертность 6,5%, детская смертность 15,7 чел...

29 06 2021 22:46:35

Наука и культура Доминиканской Рес­публики

В государственных школах оно бесплатно...

28 06 2021 8:59:20

Население Австрии

Естественного прироста населения в А...

27 06 2021 11:59:30

Экономика Казахстана

показало, что её современное состояние не достигло дореформенного уровня...

26 06 2021 5:12:17

История Украины

Формирование государственной территории было длительным и сложным историческим процессом...

25 06 2021 14:27:18

Население Турции

Рождаемость 17,95%, смертность 5,95%, детская смертность 38,7 чел...

24 06 2021 17:24:20

Экономика Словакии

составил 62 млрд долл...

23 06 2021 20:14:41

Население Замбии

на 1 км2 (2000)...

22 06 2021 11:59:43

Население Уганды

на 1 км2...

21 06 2021 12:37:36

Население Чили

Рождаемость 16,46%, средняя продолжительность жизни: мужчин 72 года, женщин — 78 лет (2002)...

20 06 2021 13:10:15

Наука и культура Алжира

1990-х гг...

19 06 2021 10:47:28

Общие сведения о Чили

Площадь 756,945 км2, численность населения Чили 15,499 млн чел...

18 06 2021 2:55:50

Экономика Гонконга

До начала азиатского финансового кризиса 1997— 98 темпы роста В В П составляли 7—11% в год...

17 06 2021 23:55:15

Экономика Гвианы

Структура занятости экономически активного населения: 18% — в сельском хозяйстве, 21% — в промышленности, 61% — в сфере услуг, торговле и государственном аппарате...

16 06 2021 5:58:12

Экономика Кипра

1970-х гг...

15 06 2021 15:35:32

Общие сведения о Непале

Площадь 147 181 км2, численность населения 24,2 млн чел...

14 06 2021 12:38:51

Палау

Площадь 458 км2, численность населения Палау 19,7 тыс...

13 06 2021 7:57:37

География Гвианы

Поверхность преимущественно равнинная, с отдельными массивами высотой до 850 м...

12 06 2021 7:52:49

Общие сведения о Мозамбике

Площадь 801,6 тыс...

11 06 2021 22:29:41

Государственное устройство и политическая система Тайланда

Последняя 16-я Конституция, принятая в 1997, существенно расширяет права граждан, возможности их контроля над выборами, создаёт условия для борьбы с коррупцией в политической системе страны...

10 06 2021 7:58:54

Общие сведения о Бахрейне

Площадь 707 км2, численность населения -650,604 тыс...

09 06 2021 9:20:29

Общие сведения о Маврикие

и островах Родригес, Агалера, архипелагах Каргадос- Карахос и Чагос в западной части Индийского океана...

08 06 2021 15:23:47

Государственное устройство и политическая система Ливии

Коран объявлен основным законом — фактически эквивалентом отсутствующей «светской» конституции...

06 06 2021 6:16:48

Государственное устройство и политическая система Исландии

Выборы проводятся каждые 4 года и все граждане старше 18 лет имеют право голоса...

05 06 2021 8:23:27

Еще:
Страны -1 :: Страны -2 :: Страны -3 :: Страны -4 :: Страны -5 ::

Что в разных странах отвечают на “спасибо”?
в России: “спасибо в карман не положишь (в стакан не нальешь)”.
на Украине: “спасибо ломтиками не нарежешь”.
в Израиле: “спасибо в кассе не принимают”.
на Кавказе: “спасибо на шампур не нанизаешь”.
в Средней Азии: “спасибо в лепешку не завернешь”.
в Китае: “спасибо палочками не ухватишь”.
в Голландии: “спасибом косяк не забьешь”.